Поздравляю всех, кто добрался! Вот краткая инструкция.
Задача третьей ступени — чтобы у вас вышел продукт. Чтобы продукт вышел, к моменту допуска к защите у вас должны совпасть три критерия:
Проект создан
Проект опубликован, на него можно зайти по ссылке
Арт-директор сказал, что проект готов
Если проект создан, но не опубликован, его нет. Если в день допуска или в день защиты проект не открылся по ссылке, его нет. Если вы не договорились с арт-директором, что проект готов, проекта нет. Такие правила игры.
Обратите внимание: нет критерия «проект создан в полном объеме, предусмотренном планом». Вы можете менять свой план и жертвовать какими-то частями проекта, чтобы успеть к сроку.
См. также: управление проектами в бюро
Вы свободны в принятии решений о запуске проекта: как, с какой скоростью, в какой команде и какими силами делать проект. Можно делать его строго по ночам или строго в рабочее время. Можно делать его за неделю до дедлайна, можно начать сильно заранее.
Проект можно выпустить до защиты. После защиты тоже можно выпустить, но тогда вы не закончите ступень, таковы правила.
У вас есть график доступности преподавателей — это время, когда преподаватели будут отвечать на ваши вопросы по своим дисциплинам. Если у вас в это время вопросов нет, можно к преподавателям не ходить. Если у вас есть вопросы в другое время — можно сходить в другое время, но тогда ответ будет зависеть от того, как вы договоритесь. На третьей ступени вы можете договориться с кем угодно и о чем угодно.
План проекта вы составляете сами, в зависимости от того, какие технологические этапы вы должны пройти. План пишется в понимании задачи.
Я рекомендую составить план в первые же дни. Сначала заложите в план те дела, которые зависят от других: покупку домена, поднятие хостинга, создание бэкенда, подготовку технической базы, подключение бизнес-аккаунтов, регистрацию ИП.
Вы должны как можно раньше понимать, где на ваш проект будут влиять другие люди, и как можно скорее их озадачить. Если регистрировать домен за день до защиты, в день защиты еще не пропишутся DNS, ваш сайт не откроется.
Не планируйте впритык: ваш план всегда будет расползаться.
Читайте об этом: сначала поручи, потом делай.
Прогрессивный джипег. Я советую делать проект так, чтобы в любой момент он был готов в какой-то степени проработки. Например, если вы делаете сайт, уже завтра у вас должен быть хостинг с доменом, а на странице уже должна быть самая важная информация в виде простого текста. И дальше вы это улучшаете.
Если вы сначала две недели рисуете макет, потом три недели верстаете, потом три недели программируете, у вас обязательно что-то пойдет не так, и последний этап налезет на дедлайн.
Бэкенд вперед. Если ваш проект зависит от какой-то серверной логики, сделайте минимальный прототип как можно раньше, не дожидайтесь дизайна. Лучше суперпростой рабочий проект, чем суперкрасивый, но нерабочий.
Сразу на мобильных. Мы живем в 2018 году, 60% ваших гостей зайдут к вам с мобильного устройства. Ваши арт-директоры, скорее всего, тоже будут смотреть ваши продукты на мобиле.
Социальное вперед. Скорее всего, люди придут к вам из соцсети. Подготовьте тизеры и опенграфы.
Жертвы. Вы делаете проект в очень сжатые сроки, поэтому, скорее всего, вам придется отказаться от 2/3 задумок, которые у вас есть на старте. Это нормально.
Чтобы понимать, что можно отрезать, а что нет, вы должны знать свое полезное действие — ради чего делается проект.
Например, вы хотите сделать каталог школ танцев, чтобы люди могли выбрать, когда и куда пойти. Вы можете пожертвовать съемками интервью с основателями школ, фотографии школ, красивые параллаксовые фоны и интерактивный виджет подбора танцевальной обуви. Но вы не можете отрезать перечень школ, их адреса и часы работы.
И наоборот: вы делаете сайт о том, как выбрать свое направление танцев. Тогда можно пожертвовать интерактивной картой выбора школ, но нельзя пожертвовать списком направлений и примерами, как в этих направлениях танцуют.
Вы работаете в команде. Вам придется научиться договариваться между собой и выбрать ответственного — того, за которым есть право вето. У проекта должен быть главный. Можете попробовать демократию, но это всегда плохо кончается.
Арт-директор вам дан для того, чтобы повысить качество продукта. Его задача — смотреть ваш продукт на разных стадиях, давать замечания и советы. Арт-директор принимает окончательное решение, допускать ваш проект к защите или нет.
О времени общения, формате взаимодействия и степени участия в проекте вы договариваетесь с арт-директором сами — сделайте так, как вам будет удобно. Было время, когда я сидел со своими студентами часами над макетом и двигал пиксели; было и так, что я только давал замечания в виде аудиосообщений голосом. Всё зависит от договоренностей и от того, как вам самим удобно.
Вы можете не соглашаться с арт-директором, вести с ним переговоры, передоговариваться, сдвигать встречи, просить его о дополнительной помощи. Можете попросить арт-директора посоветовать, нарисовать, вычитать. Он может отказать, а может и согласиться.
По моему опыту, лучше, когда вы согласовываете замечания арт-директора, а не просто принимаете их в работу. О согласовании — в советах Товеровского и Горбунова.
Шпаргалка. Задайте арт-директору вопросы: что он имеет в виду, почему это замечание важно, как оно отражается на других частях продукта, как его можно решить.
Шеф вам дан для того, чтобы помочь выстроить отношения с арт-директором и, может быть, решить конфликты внутри команды. Шефу можно задавать вопросы и о проекте тоже, но его главная задача — чтобы в случае конфликта с арт-директором вы поняли план действий и смогли вернуться в строй.
Инициатива во всех делах на третьей ступени исходит от вас. Если вам нужно задать вопрос — задавайте. Если вам нужна встреча — договаривайтесь. Арт-директор не должен специально доставать вас и приглашать на встречу — но вы можете достать арт-директора и договориться с ним, если это нужно.
Это не класс йоги, не центр раннего развития и не курсы кройки и шитья. Вы делаете проект, это экспедиция. Трудности будут, но вы выйдете закаленными и мощными.
За сроками в проекте следите только вы. Арт-директор и шеф не управляют вашим проектом, не следят за сроками и контрольными точками. Их работа — помочь вам по сути и в отношениях, функция управления — на вас.
Это хорошо, потому что вы сами становитесь хозяевами своего проекта. Никто не говорит вам, сколько и когда работать. Если вы грамотно расставите приоритеты и контрольные точки, то вы сделаете проект быстро и без напряжения.
Делайте резервные копии. В последний день перед дедлайном кто-нибудь обязательно потеряет главную флешку :-)
Еще о третьей ступени: работоспособность, защита.